Центр исследований фольклора и антропологии города Московской высшей школы социальных и экономических наук объявляет Конкурс творческих работ школьников «Детство в городе»

Конкурс творческих работ среди школьников «Детство в городе: прошлое и настоящее в памяти горожан» проводится в рамках проекта «От столицы к регионам: историческая память городов», который реализует Центр исследований фольклора и антропологии города Московской высшей школы социальных и экономических наук при поддержке Фонда президентских грантов (pastandnow.ru). Участники проекта записывают от жителей разных городов рассказы о городских районах, памятниках, известных людях города, а также семейные и личные истории горожан. Собирать такие рассказы и размещать их в свободном доступе в интернете нужно для того, чтобы каждый мог прочитать не только исторические факты об каких-либо зданиях, памятниках и так далее, но и жизненные истории, связанные с тем или иным местом в городе. Кроме того, важно поддерживать связь поколений: чтобы внуки могли узнавать интересные факты о жизни их бабушек и дедушек, родителей и сами рассказывать о своем времяпрепровождении в городе.
Цель конкурса — способствовать повышению интереса школьников и их родителей к семейным историям, связанным с городом, в котором они живут.

Правила конкурса
В конкурсе могут принять участие школьники 5–11 классов из городов, которые охватывает в этом году наш проект: Москва, Иваново, Рязань, Нижний Новгород, Выкса, Шуя, Луховицы, но география может быть расширена.


Конкурсные работы предполагают индивидуальное выполнение (одна работа — один автор) при содействии членов семьи школьника.

В основе каждой конкурсной работы (эссе) должны лежать интервью (одно либо несколько), взятое у старших родственников, соседей, друзей семьи, о детских играх, дворовых развлечениях и вообще о досуге детских и подростковых компаний, известных во времена детства ваших родителей и бабушек. Кроме того, работы могут включать сравнительный анализ современных и популярных в прошлом дворовых игр и развлечений.
Примерный перечень вопросов для интервью см. ниже, в приложении. Вы можете задавать свои вопросы и лишь примерно ориентироваться на данный перечень. Обязательны аудиозапись интервью на телефон или диктофон и указание инициалов, возраста, образования и рода занятий собеседника. В письменных работах при цитировании или пересказе интервью указывайте данные о конкретных рассказчиках, интервью с которыми были использованы.

Объем эссе — от 8 до 12 тысяч знаков (т. е. примерно 4–6 страниц печатного текста).

Критерии оценивания
Способность вести диалог со старшим поколением
Умение проводить сравнительный анализ полученных данных
Информативность и подробность изложения фактов
Смысловая цельность, композиционная стройность
Творческий подход, оригинальность мышления
Выразительность стиля, грамотность

Условия конкурса
Для участия в конкурсе необходимо заполнить анкету по ссылке https://forms.gle/cjwBpPD2iUcT2S7P6 и прислать конкурсную работу в электронном виде по адресу pastandnow.msk@gmail.com.
Работы принимаются до 1 ноября 2019 г.
Результаты конкурса будут объявлены 10 ноября 2019 г.
Награждение победителей состоится в конце ноября, о чем будет объявлено дополнительно.
По всем вопросам обращайтесь по адресу pastandnow.msk@gmail.com.

Оргкомитет конкурса
Марина Иннокентьевна Байдуж — старший научный сотрудник Центра исследования фольклора и антропологии города Московской высшей школы социальных и экономических наук
Надежда Николаевна Рычкова — кандидат филологических наук, научный сотрудник Центра исследования фольклора и антропологии города Московской высшей школы социальных и экономических наук

 

Приложение


Перечень вопросов для интервью

ДЕТСТВО В ГОРОДЕ

  1. Каким образом происходило освоение новой территории при переезде / походы в другие районы (по годам: 50-е, 60-е и далее)? Была ли родителями отграничена территория для игр во дворе? Соблюдались ли эти границы? Увеличивался ли с возрастом объем освоенного пространства вокруг двора? Существовала ли среди детей практика совместных походов в неизученные части района? Как отбирались места для таких походов? С какой целью они предпринимались (познавательной, для того, чтобы «испугаться»)? Какие предварительные сборы предпринимались? Что вы можете сказать о составе таких походов?
  2. Существовали в районе места, о которых рассказывали страшные истории (заброшенный дом, развалины церкви, кладбище, свалки)? Какие истории? В каких ситуациях они рассказывались? Совпадали ли они с местами, в которые запрещали ходить родители? Какие еще страшные истории рассказывали во дворе? Опишите подробно ситуацию, в которой это происходило?
  3. По какому принципу организовывались дворовые компании (дети с одного подъезда/двора/района)? Какого рода взаимоотношения существовали между детьми из разных дворов/районов (война с соседним домом/улицей/районом)? Существовали ли детские/подростковые компании с плохой репутацией, как их называли и чем они занимались (вандалы, хулиганы, бандиты, били стекла, мучили животных, курили за гаражами, воровали конфеты из магазинов и пр.)?
  4. Какие игры были популярны во дворе? Какие игрушки (Пугач — игрушечный пистолет, Уйди-уйди — резиновый мячик на резинке, трещотки, пистолеты с пистонами и пр.)? Где их доставали (мастерили самостоятельно)? Было ли принято строить шалаши/штабы/домики? Как они еще назывались? Чем в них занимались (курили, играли в карты, прятались и пр.)? Существовала ли между детьми практика «обменов»: я тебе дам «это», ты мне «это»? Чем обычно менялись (значками, монетами, игрушками из Макдональдса и пр.)? Что ценилось больше всего? Как менялось времяпрепровождение относительно смены сезонов (качели, горки)?
  5. Были ли в дворовой компании главные, как их называли (лидеры, вожаки)? Чем они заслужили свой статус? Какими полномочиями наделялись (имели ли право на что-то, на что не имели права другие)? Существовал ли внутри дворового коллектива набор неофициальных правил поведения? Какие качества ценились, а какие осуждались в детском коллективе? Существовали ли в коллективе люди с низким статусом? Как их называли? Каким образом происходила демонстрация их положения в коллективе? Какие взаимоотношения были среди девочек и мальчиков? Могли ли они входить в один и тот же коллектив?
  6. Предпринимались ли попытки заработка, какие? Все ли поддерживали/участвовали в данной практике?